|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
_______________________________
_______________________________ ___________________________
|
ЗАЧЕМ ЛЕЧИТЬ ЗДОРОВОГО? АЛЕКСАНДР БУДКИН Наверное, каждому из нас хоть раз да попадалась на глаза реклама средств, уменьшающих трение и износ. Не обратить на нее внимание трудно. Ведь читаешь, что некий состав "…снижает износ до 10 раз", "восстанавливает изношенные поверхности", "повышает мощность на 5-20%". Иногда обещают даже возможность кратковременной работы без масла и прочее. Не станем это обсуждать - у нас другая цель: в очередной раз (см. ЗР, 3000, № 2) попробовать аргументированно ответить на вопрос, что дают или, наоборот, не дают подобные продукты. СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ Самая хорошая проверка, как известно, натурный эксперимент. Хотите испытать препарат как должно - купите два автомобиля, залейте в один испытуемое снадобье и пройдите, скажем, по 200 тыс. км, определяя, что лучше - с добавками или без них. Хотите сравнить между собой 11 вариантов заправки маслами и присадками (столько мы представляем сегодня) - потребуется столько же автомобилей. Если учесть, что они не смогут отработать в абсолютно идентичных условиях, придется увеличить число экспериментов (и, соответственно, машин) хотя бы втрое. В общем, покупаем 35 авто и едем на них 7 млн. км. Будем считать, во что это все обойдется? Есть, конечно, более скромные и, вместе с тем, впечатляющие способы проверки. Скажем, проехать без масла из Москвы в Санкт-Петербург. Такие опыты-тесты, между прочим, сами производители препаратов проводили, да еще с привлечением журналистов. Но вот можно ли по ним судить об увеличении ресурса машин, заправленных маслом? Из того, что гепард быстрее всех пробежит сто метров, не следует, что он первым одолеет и сто километров. Как же тогда прикажете проверять эти составы? Чтобы упростить задачу, для проверки взяли образцы не для двигателя, а для трансмиссии. Не надо думать, как влияет на эффективность и работоспособность присадок температура в цилиндре, все ли они пройдут через фильтр. И потом: сколько важных пар трения в двигателе и сколько, например, в заднем мосту - одна? Если не проверять низкотемпературные или антикоррозионные свойства, исчерпывающую информацию можно получить, используя две машины трения - ЧШМ и СМТ-1 (по крайней мере, для обычных трансмиссионных масел). Если образец хорошо отработает на обеих установках, то в 99% случаев он также успешно справится с этим в настоящей трансмиссии. Такая закономерность проверена тысячами лабораторных тестов и годами испытаний в реальных узлах. По этому пути пошли и мы. Чем отличаются два метода? На четырехшариковой машине (ЧШМ) моделируется трение между стальными шариками из стали ШХ-15 (один давит на три остальных), а на СМТ-1 вращающийся стальной диск (сталь 45, твердость 50-55 HRC) работает в паре с неподвижной чугунной колодкой (чугун СЧ-20, твердость НВ 150- 200). Если говорить упрощенно, первая установка моделирует контакт в точке, вторая - по линии. И еще одно, очень важное: испытания на ЧШМ получили большее распространение при экспресс-оценке продуктов. Скажем, наиболее подходящую противоизносную присадку для уже готового масла подбирают чаще всего именно на ЧШМ и, лишь отыскав с помощью машины трения лучший вариант, проводят окончательные полноценные испытания, в том числе с использованием СМТ-1. Поэтому добросовестные производители присадок и масел, скорее всего, проверяли или даже разрабатывали свой продукт, проводя испытания на ЧШМ. А вот на СМТ-1 они могли свою присадку и не пробовать. ДАЙТЕ ТОЧКУ ОПОРЫ Чтобы ответить на вопрос, эффективна добавка или нет, ее нужно с чем-то сравнить. Например, сначала проверить обычное трансмиссионное масло, а затем его же, но с добавкой специальных препаратов. А еще лучше купить кроме этого парочку дорогих трансмиссионных масел - может, они окажутся лучше добавок? Так и поступили - взяли и три трансмиссионных масла разной вязкости. В качестве базового, в котором мы проверяли все добавки, выступила "трансмиссионка" вязкостью 85W90 (наиболее распространенная) одного из самых уважаемых у нас производителей. Далее по тексту будем называть его "базовое". Второе трансмиссионное масло - с максимально широким диапазоном вязкости 75W140, незамерзающее в сильный мороз и способное переносить особо большие нагрузки, когда механизм прогрет. Его нельзя или крайне нежелательно заливать в коробки передач или "раздатки" (туда, где есть синхронизаторы), но можно использовать в мостах. Взяли за способность снижать износ по сравнению с "базовым" маслом в качестве конкурента испытуемым продуктам. Далее будем его называть "вязкое". Наконец, третье трансмиссионное масло для теста вязкостью 75W90. При работе прогретого механизма у него такая же вязкость, как и у "базового", оно обладает хорошей текучестью на сильном морозе. Мы рассчитывали на его способности снижать потери на трение (впредь будем именовать "жидкое"). ЛИКУЕТ ПИОНЕРИЯ Итак, первая у нас по плану - четырехшариковая машина трения. На ней определяются несколько параметров. Говоря по-научному, это индекс задира, нагрузка заедания, нагрузка сваривания и показатель износа. Мы решили остановиться здесь на двух последних, с простым физическим смыслом. Первый имеет размерность силы - он показывает, при каком давлении одного шарика на остальные происходит их локальное сваривание с последующим выкрашиванием. Второй - это, по сути, диаметр пятна износа в миллиметрах. Очевидно: чем нагрузка выше, а пятно износа меньше, тем лучше. Сначала, как и положено, упражнение выполнило "базовое" трансмиссионное масло, а затем оно же с добавками. Некоторые из них упорно не хотели растворяться - пришлось долго размешивать. Но простим претендентов хотя бы за то, что на ЧШМ они неплохо отработали. Если "базовое" масло показало нагрузку сваривания 422 кгс (или 4136 Н, если кому-то так удобнее), то с некоторыми из добавок (см. табл. 1) удалось получить результат до 531 кгс (5204 Н) - на 26% больше. Заметен эффект и в снижении износа - с 0,69 мм для "базового" масла до 0,40 мм, показанных сразу несколькими из препаратов. Хотя далеко не все оказались героями, все равно похвально. Впрочем, если при разработке препаратов проводились испытания на ЧШМ, плохо быть и не должно. А как повели себя две другие "трансмиссионки"? Никто не ждал от "жидкого" масла снижения износа. Поэтому те же цифры, что у "базового" масла, - это уже повод для одобрения. Для "вязкого" коллеги машина трения - лишний повод похвалиться. Он превысил достижение "базового" на те же 26%, встав в один ряд с лучшими из добавок. А вот по износу, хотя и был лучше других "трансмиссионок", до волшебных жидкостей не дотянул. Тут бы, кажется, и сделать выводы, кто кого победил. Но давайте не будем спешить, а обратимся ко второй части испытаний, которую нельзя назвать "домашней заготовкой". НА КРУГИ СВОЯ Начнем с того, что мы разделяем мнение специалистов, которые считают более достоверными результаты испытаний на машине трения СМТ-1. Во-первых, здесь пара трения больше похожа на те, что есть в автомобиле (из стали ШХ-15 сделаны разве что подшипники), а во-вторых, прикиньте сами, много ли трущихся деталей в машине контактирует друг с другом в точке. Методика здесь подразумевает предварительный нагрев масла и трущихся деталей до 140°С, после чего начинают испытания продолжительностью в несколько часов (для нас проводили два теста с разными продолжительностью и нагрузкой, но в подробности здесь вдаваться не станем). Итак, в результате проверки получаем три параметра: коэффициент трения, ширину полосы износа и снижение температуры в ходе теста. Последнее, в частности, красноречиво говорит о тепловыделении в зоне трения и возможностях масла по отводу тепла (полагаем, с двумя первыми параметрами все ясно без комментариев). Сначала на помост вновь выходит "базовое". Оно показывает коэффициент трения 0,109, износ - 2,1 мм и снижение температуры в рабочей зоне на 1 градус. Что лучше? В серии экспериментов (табл. 2) с добавками удалось зафиксировать полосу износа от 1,28 до 2,66 мм, снижение температуры от 0 до 18 градусов и разброс коэффициента трения от 0,08 до 0,13. Вроде бы, некоторые присадки опять работают, но… Но, во-первых, только две из восьми смогли одновременно снизить и трение, и износ. Остальные или снижали коэффициент трения, увеличивая износ, или наоборот. Правда, нашлась еще одна, ничтожно снизившая трение и никак не повлиявшая на износ. Выходит, что большинство продуктов (пять из восьми) несут автомобилю… извините, машине трения - добро и зло одновременно. НЕ НАВРЕДИ Иногда говорят, что присадки для автомобиля - как лекарство для человека. Судя по результатам наших испытаний, эта аналогия не лишена смысла. Ведь и с лекарствами часто случается: одно лечит, другое калечит. Только лекарства не прописывают без надобности. То же и с автомобилем. Специалисты, проводившие для нас испытания, признались, что ожидали от присадок худших результатов, и все же… Оптимистичные выводы можно сделать следующие. Добавка хорошей присадки в дешевое масло способна обеспечить снижение трения, но вряд ли заметно уменьшит износ. А вот заключение пессимиста: лучше покупать качественное трансмиссионное масло, чем лечить "обычное" присадками. "Базовое" масло РИМЕТ MANNOL ОМКА РЕСУРС-Т ER Energy Release FENOM MANNOL estocada 9999 LIQUI MOLY "Жидкое" масло "Вязкое" масло Как называть продукты, о которых идет речь? Производители величают их по-разному: реметаллизант, активный реметаллизант, кондиционер металла, активный кондиционер металла, многофункциональный кондиционер металла, органометаллокерамика активная... На "присадку" некоторые обижаются, "модификатор трения" считают нарицательным. Остановились на следующем: "Средства (составы) для снижения трения и износа". Впрочем, и это не всем по душе - некоторые собираются восстанавливать изношенные поверхности! Мы не против: пусть даже из "жигулей" "мерседесы" делают - проверим, что получится. Не раз приходилось сталкиваться с тем, что в обиходе трение и износ различают с трудом. Представим дорогу с насыпанным гранитным щебнем. Автомобиль будет держаться за нее очень плохо - попросту говоря, трение будет низким. Но износ шин при этом окажется куда выше, чем при езде по асфальту. В общем, трение и износ - вещи разные, хотя второй и является следствием первого. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||